ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЯЮЩЕМ СОВЕТЕ
Что такое школьный Управляющий совет и для чего он предназначен?
Управляющий совет школы - это коллегиальный орган Государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой. Сказано коротко, но, может быть, пока не очень ясно. Попробуем разобраться, что это означает.
Когда школой управляют только представители официальной "властной вертикали" - учредители школы (районо, главы местных администраций), члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как исключительно "государственный", ведомственный.
Но если к реальному управлению школой начинают привлекаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 14 лет назад в ст.2 Закона РФ «Об образовании». Это является важным принципом государственной политики в области образования.
Поэтому идея создания Управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и представители общественности (родители, активные и уважаемые граждане), не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.
Управляющий Совет не единственный и не первый в истории нашей школы орган общественного участия в школьных делах. В то же время он существенно отличается от своих «предшественников» и «современников».
В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса - учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские
комитеты школы и классов), педагогов (Педагогические и методические советы), Управляющий Совет является общешкольным внутренним органом управления школой (органом внутришкольного управления) и должен поэтому представлять, выражать и защищать общие интересы всех участников образовательного процесса.
Девиз Управляющего Совета:
«Сделаем управление эффективным, а школу – образцовой»
Задачи деятельности Управляющего Совета.
1. Основной целью создания и деятельности Управляющего Совета является осуществление функций органа самоуправления школы, привлечение к участию в органах самоуправления широких слоев участников образовательного процесса.
2. Задачи Управляющего Совета:
u определение основных направлений развития школы;
u участие в решении вопросов организации образовательного процесса, функционирования образовательного учреждения (режим занятий обучающихся, контроль за соблюдением комфортных и безопасных условий жизнедеятельности);
u участие в финансово-экономической деятельности, содействие укреплению материально-технической базы (привлечение внебюджетных средств и контроль за их использованием);
u защита прав и реализация законных интересов участников образовательного процесса;
u организация общественного контроля за охраной здоровья участников образовательного процесса, за безопасными условиями его осуществления;
u организация изучения спроса жителей села на предоставление дополнительных образовательных услуг;
u оказание практической помощи администрации МКОУ СОШ № 7 в установлении функциональных связей с учреждениями культуры и спорта для организации досуга обучающихся;
u содействие развитию инициативы коллектива;
u создание современных и комфортных условий в школе;
u информирование общественности о деятельности Управляющего Совета.
Основные направления деятельности.
Деятельность Управляющего Совета регламентируется законодательством Российской Федерации, Уставом школы. Главная задача Управляющего совета - определение стратегии развития образовательного учреждения.
Управляющий Совет МКОУ СОШ № 7 сформирован на основе выборов и кооптации, состоит из 10 членов: 3 педагогических работника, 3 родителя учащихся, 2 старшеклассника, директора школы, представителя органов местного самоуправления. Председателем Совета является Нагаева Светлана Ивановна, воспитатель МКДОУ Детский сад №10 «Дюймовочка».
В связи с тем, что работа по управлению школой чрезвычайно многогранна, то и спектр направлений деятельности Управляющего Совета достаточно широк. Весь перечень полномочий и функций определен Уставом школы. Действуя в определенном правовом поле, Совет проводит целенаправленную работу по совершенствованию работы школы.
В прошедшем учебном году решались организационные и управленческие вопросы. Созданы комиссии Управляющего Совета:
u комиссия стратегического развития школы;
u связи с родительской общественностью и общественностью поселка;
u взаимодействия с ученическими органами самоуправления и развития дополнительного образования;
u по профилактике асоциальных явлений в семьях и правонарушений среди школьников.
Разработан план работы Управляющего Совета, план проведения заседаний Управляющего Совета.
Управляющим Советом были приняты решения об участии школы и отдельных учителей в конкурсах, проводимых на муниципальном и краевом уровнях. Осуществлялся мониторинг состояния спортивно-оздоровительной работы школы, дополнительного образования, летнего отдыха и занятости детей.
На заседаниях Управляющего Совета неоднократно рассматривался вопрос качества образования, проблем связанных с результатами ЕГЭ, итоговой аттестации в новой форме в 9 классе. Управляющий Совет принимает участие в традиционных школьных мероприятиях, инициирует заседания круглых столов, участвует в качестве наблюдателей в школьном и муниципальном этапах ВОШ, при проведении итогового сочинения в 11 классе, при написании ВПР, РПР и репетиционных работах ЕГЭ и ОГЭ.
Под патронажем Управляющего Совета осуществляется ремонт школы, устраняются временные поломки сантехнического оборудования.
Большая работа проводится по осуществлению совместной деятельности школы, сельской администрации, учреждений дополнительного образования с целью профилактики асоциальных явлений. Управляющий Совет инициирует проведение круглых столов, рейдов, уделяет особое внимание занятости детей, их трудоустройству в летнее время, участвует в работе Совета профилактики школы.
Решения Управляющего Совета, информация о его деятельности доводится до сведения всех участников образовательного процесса на
общешкольных конференциях, Педагогических советах, родительских собраниях, размещается на сайте школы. Осуществление коллегиального управления школой, сочетание общественных и государственных методов управления, открытость - обеспечивают современные тенденции развития образования, вызывают большее доверие к школе, позволяют привлечь социальных партнеров. В школе ведется целенаправленная работа по формированию глубоких знаний, общеучебных навыков. Большое внимание уделяется предпрофильной подготовке. Составлены программы курсов по выбору для учащихся 9 классов. Уделяется достаточное внимание работе с детьми, имеющими трудности в обучении. Качество жизни учащихся, их состояние здоровья, социальный уровень семей - все это отражается на успешности обучения.
Ожидаемые результаты
1. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, представителей общественности в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей и представителей общественности, вовлечение их в педагогическое самообразование, участие в управлении школой
3. Активизация деятельности общественной приемной для родителей.
4. Усиление роли общественных управляющих в привлечении родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
5. Привлечение общественных управляющих к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
6. Привлечение разных категорий граждан к государственно-общественному управлению.
Если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной,
Более демократический государственно-общественный характер управления. Поэтому идея создания Управляющих Советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) - не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.
В управлении школой, как и любой другой организацией, есть множество вопросов и задач. Некоторые из них - как строить образовательный процесс, в каких направлениях развивать школу, как привлекать и расходовать школьные средства и др., носят стратегический характер, то есть являются принципиально важными для выживания и успеха школы. Другие вопросы не столь судьбоносны, но требуют квалифицированного оперативного вмешательства Управляющих Советов и предполагают профессиональный характер их действий.
Управляющий Совет – это стратегический штаб школы постоянный конструктивный помощник и советчик директора школы в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижений.
В школе имеется опыт эффективного сотрудничества с родителями. Активно работают родительский комитет, создан и работает Управляющий Совет. Управляющий совет школы избран на общешкольной конференции в составе десяти человек.
Комиссии Управляющего Совета:
Комиссия стратегического развития школы (участие в разработке программы развития школы, инновационная деятельность школы).
Комиссия по организации работы с родительской общественностью, общественностью поселка (информационная деятельность, участие в подготовке общешкольных родительских собраний, родительского лектория, общешкольных внеклассных мероприятий, связь и взаимодействие с общешкольным родительским комитетом, классными родительскими комитетами, общественными организациями поселка, содействие созданию совета отцов и др.).
Комиссия по взаимодействию с органами дополнительного образования, занятости детей во внеурочное время, здоровья (содействие в создании условий укрепления здоровья учащихся и устранения факторов, негативно влияющих на состояние здоровья учащихся, развитие физической культуры и спорта).
Комиссия по профилактике асоциальных явлений в семьях и профилактике правонарушений среди школьников (участие в работе административных советов, советов профилактики, рейдах).
Направления взаимодействия Управляющего Совета
с участниками образовательного процесса
Вопросы взаимодействия с родительским коллективом.
В целях эффективности работы, привлечения родителей в процесс управления школой и оперативного взаимодействия с Управляющим Советом члены родительского комитета школы объединились в комиссии:
- по организационным и финансовым вопросам;
- по контролю за реализацией обучающимися и родителями прав и обязанностей, закреплённых в Уставе школы;
- по связи с общественностью и правовому всеобучу;
- по оказанию помощи в проведении внеурочных мероприятий.
Данные комиссии РК являются потенциальными рабочими группами Управляющего совета, которые позволяют осуществлять взаимодействие УС и РК в следующих вопросах:
- изучения образовательного заказа родителей, обучающихся, местного сообщества;
- привлечения внебюджетных средств (подготовка школы к новому учебному году, обеспечение учебниками), организации и проведения традиционных школьных и поселковых мероприятий (субботников, праздничных концертных программ, акций, месячников, Дней здоровья и Дней профилактики и т. д.);
- содействия ОУ в организации участия школьников в мероприятиях образовательных программ различного уровня (подготовка костюмов, приобретение необходимых канцтоваров и др.);
- осуществления профориентационной работы;
- рассмотрения жалоб учащихся, родителей и педагогов на нарушения их прав;
- организации совместно с администрацией школы работы с детьми из социально неблагополучных семей;
- содержания и ценообразования платных дополнительных образовательных услуг;
- подготовки публичного доклада.
Взаимодействие УС с Педагогическим советом МКОУ СОШ № 7.
Предмет взаимодействия:
- стратегия развития школы;
- лицензирование ОУ, процедура промежуточной и итоговой аттестации;
- обеспечение условий существования школы в режиме развития, повышение оплаты труда работников МКОУ СОШ № 7;
- выбор содержания образования (в том числе «школьного», регионального компонентов) и введение новых образовательных программ;
- выбор учебных пособий, учебников в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями;
- награждение и поощрение работников учреждения;
- подготовка публичного доклада;
- годовой календарный учебный график;
- контроль инновационной деятельности МКОУ СОШ № 7.
Взаимодействие УС с директором школы.
Вопросы взаимодействия:
- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, учебного фонда, оборудование помещений учреждения;
- организация деятельности рабочих групп (комиссий);
- согласование режима работы учреждения;
- согласование заявки на бюджетное финансирование;
- утверждение сметы расходования средств;
- вопросы жизнеобеспечения взаимодействия (соблюдение лицензионных требований, охрана ОУ, выполнение предписаний органов надзора и т. д.);
- обеспечение безопасных условий и охраны труда, сохранения здоровья школьников;
- решение вопроса о расторжении трудового договора с работниками школы;
- подготовка публичного доклада;
- расширение сферы социального партнёрства.
Взаимодействие УС с общественностью:
- Изучение образовательного заказа местного сообщества;
- решение социальных проблем местного сообщества;
- привлечение внебюджетных средств;
- представление результатов образовательной деятельности;
- общественное наблюдение за процедурой промежуточной и итоговой аттестации, проведением этапов Всероссийской олимпиады школьников;
- инициация проведения независимой экспертизы;
- качества образовательных результатов;
- участие в процедуре лицензирования и аккредитации в качестве наблюдателей;
- деятельность комиссий (рабочих групп).
Сама модель «Управляющий совет», обуславливающая внутренние и внешние коммуникации УС, позволяет обеспечить реализацию инициатив родителей, педагогов, обучающихся и местного сообщества, а также развивать сложившуюся систему социального партнёрства и взаимодействия школы путём конструктивного взаимодействия с государственными структурами, коммерческими предприятиями, некоммерческими организациями, органами школьного и местного самоуправления.
Расширение общественного участия в управлении школой происходит за счёт командного состава УС, внутренних и внешних коммуникаций, УС и директор школы становятся социальными партнёрами в осуществлении проектных замыслов и школьников, и педагогов, и родителей, и представителей местного сообщества.
Отчет о работе Управляющего Совета МКОУ СОШ № 7
за 2017-2018 учебный год
Цель работы Управляющего Совета – содействовать созданию в МКОУ СОШ № 7 эффективных условий для организации образовательной деятельности.
Приоритетными задачами Управляющего Совета МКОУ СОШ № 7 являются:
-определение основных направлений развития школы;
-содействие созданию в школе оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
-контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения, воспитания и труда в школе;
-содействие работе школы за счет рационального использования выделяемых бюджетных средств и привлечения внебюджетных средств.
За 2017-2018 учебный год проводились заседания УС по рассмотрению основных направлений работы, исходили из проблем школы, требованиям времени, а также с учетом запросов обучающихся, родителей, учителей.
В течение учебного года проведено 4 заседания УС совместно с членами родительского комитета школы, где рассматривались следующие вопросы:
· Утверждение плана работы школы на 2017-2018 учебный год
· Согласование режима работы школы; учебного плана, его вариативной части; календарного учебного графика.
· Организация горячего питания и контроль за качеством горячего питания; утверждение списка детей льготной категории и находящихся в ТЖС.
· Состояние охраны труда и создание безопасных условий пребывания детей в школе.
· Оказание психолого-педагогической поддержки детям из социально неблагополучных семей, детям инвалидам, детям, находящимся под опекой.
· Проводились опросы и анкетирование родителей по удовлетворенности качеством образования в школе.
· Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости обучающихся в летний период (работа летнего оздоровительного лагеря и трудовой практики).
· Подготовка к итоговой аттестации; порядок ее проведения.
· Утвержден план ремонтных работ в школе и по благоустройству территории в летний период.
· Заслушивание публичного доклада директора школы за 2017-2018 учебный год.
Решения УС своевременно доводились до сведения всех участников образовательного процесса. На заседания УС приглашались учителя, члены администрации, члены родительского комитета. Согласованность в действиях и понимание общих задач и целей позволило нам качественно выполнить намеченный объем работ.
Результаты работы:
u Оказано содействие созданию в ОУ эффективных условий организации образовательного процесса.
u Осуществляется контроль за организацией и качеством горячего питания обучающихся.
u Оказана помощь в подготовке школы к новому 2018-2019 учебному году.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в МКОУ СОШ № 7 ведется совместная работа Управляющего Совета, педагогического коллектива и администрации по объединению задач воспитания, обучения и развития учащихся. Управляющий Совет учитывает в своей работе все пожелания и интересы всех представителей образовательного процесса.
Задачи на 2018-2019 учебный год:
1. Организовать работу с родителями по привлечению внебюджетных средств по улучшению материально-технической базы школы.
2. Привлекать большее количество родителей к участию в проведении различных школьных мероприятий.
3. Повысить эффективность использования рычагов управления школой родительской общественностью.
4. Активизировать работу комиссии по хозяйственным вопросам с привлечением родительской и ученической общественности.
5. Наиболее активно привлекать членов УС в образовательно-воспитательную систему работы школы.
6. Участвовать в семинарах для членов УС, активно сотрудничать в целях обмена опытом с УС других школ района
Председатель Управляющего Совета С.И.Нагаева
План работы Управляющего Совета школы на 2018-2019 учебный год
Основные направления деятельности:
O Содействие в организации и совершенствовании процессов образования и воспитания в школе в условиях ФГОС общего образования;
O Расширение диапазона привлечения участия родителей и общественности в деятельности Управляющего Совета;
O Привлечение социальных партнеров к работе в Управляющем Совете школы с целью более объективной оценки качества образования и воспитания учащихся;
O Контроль за реализацией стратегических программ развития школы, ОП ООО, ОП СОО в условиях ФК ГОС, ООП НОО, ООП ООО при реализации ФГОС общего образования;
O Организация и улучшение условий обучения учащихся и труда коллектива педагогов и технического персонала школы путем совершенствования материально-технической базы школы;
O Привлечение и расходование внебюджетных средств.
Направления деятельности |
Содержание информации |
Ответственный за сбор и анализ информации по данному вопросу |
АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ
|
1. Организация работы с родителями, обучающимися, общественностью |
· Анализ работы школы за 2017/2018 учебный год;
· План работы Управляющего Совета школы на 2018/2019 учебный год;
· Кооптация в члены УС (по мере необходимости);
· Организация пропускного режима в 2018-2019 учебном году;
· Организация горячего питания, медицинского обслуживания и охраны обучающихся в 2018-2019 учебном году.
· Утверждение расстановки кадров на 2017-2018 учебный год
· Рассмотрение режима работы и календарного учебного графика работы |
Председатель и члены УС,
администрация школы |
2. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни |
· Организация санитарно-гигиенического режима школы и организация горячего рационального питания.
· Внеурочная деятельность в школе.
· Реализация программ дополнительного образования.
· Обеспечение Интернет-безопасности.
· Об организации промежуточной аттестации учащихся.
· Собеседование с родителями, уклоняющимися от воспитания детей |
Директор школы |
3. Обеспечение уровня воспитанности обучающихся |
· Организация досуговой деятельности школьников:
- деятельность по реализации прав граждан на качественное общее и дополнительное образование;
- организация работы в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности. |
Заместитель директора по ВР,
старшая вожатая, актив Ученического самоуправления |
ЯНВАРЬ
|
1.Организация работы с родителями, обучающимися, общественностью |
· О результатах мониторинга учебно-воспитательного процесса в 1 полугодии 2018-2019 учебного года
· |
Администрация школы,
члены УС
|
2. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни |
· Проведение анализа питания в школе;
· Деятельность по охране здоровья обучающихся. |
Директор,
Заместитель директора по ВР,
члены УС |
3.Обеспечение базового и дополнительного образования, соответствующего государственному стандарту |
· Сопровождение внедрения в практику работы ФГОС ООО в 5-8-х классах в 2018-2019 учебном году: проблемы, вопросы, решения.
· Итоговые результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
· Развитие ученического самоуправления в школе.
· Основные направления работы деятельности ОУ по профилактике правонарушений и преступности среди обучающихся.
· |
Заместитель директора по УВР,
заместитель директора по ВР, члены УС |
АПРЕЛЬ-МАЙ
|
1. Организация работы с родителями, обучающимися, общественностью |
· О реализации внебюджетных средств школы за 2018-2019 учебный год.
· Предварительный анализ работы Управляющего Совета школы за истекший период
· О приоритетах распределения бюджетных средств по статьям расходов в смете школы на 2019 год.
· Знакомство с нормативными документами по порядку и процедуре государственной итоговой аттестации учащихся. Готовность школы к ГИА.
· |
Директор школы
Председатель и секретарь УС |
2. Создание условий для формирования готовности к жизни в семье и обществе |
· Итоги работы с детьми, находящимися под опекой, охрана прав социально-незащищенных детей |
Заместитель директора по ВР
|
3. Обеспечение уровня воспитанности обучающихся |
· Анализ работы по программе воспитания и социализации в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО в разрезе организации внеурочной деятельности.
· Реализация Программы развития школы в школы в 2017-2018 учебном году. Определение приоритетных направлений деятельности школы в 2018-2019 учебном году.
· Согласование образовательных программ, учебных планов и т.п. на новый учебный год.
· Согласование нормативно-правовых актов школы.
· Рассмотрение заявлений (жалоб) учащихся, родителей, работников школы.
· Собеседование с родителями, уклоняющимися от воспитания детей.
· Участие в проведении общешкольных мероприятий, конкурсов, Дней открытых дверей, родительских собраний, конференций, круглых столов и т.д.
· Проведение рейдов:
- в школьную столовую;
- на улицу в вечернее время;
на перемены;
- начало и окончание учебных занятий и т.д.
· |
Заместитель директора по ВР |
4. Обеспечение образовательных услуг с учетом индивидуальных и общественных потребностей |
· Сведения об изучении запросов родителей на образовательные услуги на следующий год, изучение УП на 2019-2020 учебный год
· Организация летнего отдыха обучающихся и летней трудовой практики
· План текущего ремонта летом 2019 года |
Заместители директора по УВР
и ВР
Председатель УС |
ПРОТОКОЛЫ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА, 2016, 2017 года